Иван Киселёв (ivan_kiselev) wrote,
Иван Киселёв
ivan_kiselev

Categories:

Отец Андрей Кураев спрашивал.

Не так давно отец Андрей Кураев опубликовал пост http://diak-kuraev.livejournal.com/387285.html , где он задаётся вопросом о идеально-нормативной реакции крестьянина. Мучительно и долго пытался запихнуть свои мысли в слова. Получился довольно длинный ответ. Выкладываю его и здесь тоже.

<какова должна быть идеально-нормативная реакция христианина на причиняемую ему боль (физическую,моральную, социальную, религиозную)?>

Конечно, указать на все случаи жизни, какая должна быть идеальная реакция, невозможно.

Если в транспорте случайно барышня на ногу наступила - достаточно сказать: „Сестра, ты на моей ноге стоишь...“ – „Ой, простите великодушно!“ – и разошлись, улыбнувшись.
Если встречаешься с безликой безумной бессмысленной силой – тайфун, землетрясение, агрессивная толпа футбольных фанатов, нападающие наркоманы под дозой, или они же, несущиеся на тебя в джипе – задача одна – выжить, поэтому всеми силами уйти от столкновения, убежать, нет возможности – молиться.
А между двумя этими крайностями вся палитра, будничная практика духовной жизни христианина. ( :) )

Но, если нельзя определить на все случаи жизни идеальную реакцию, то, как мне кажется, можно определить идеально-нормативную позицию, на которой должен стоять христианин.

Не могу претендовать на роль идеального христианина, но всё-таки попытаюсь определить эту позицию, как она мне представляется.

Прежде всего, для христианина мир делится на две части – церковь и вне её.
Вне церкви каждый христианин хоть в какой-то степени миссионер, или, по крайней мере, он находится в окружении, которое он хотел бы видеть другим.
Церковь – это его дом. В ней он хочет и должен чувствовать себя в безопасности, в кругу людей, которые одинаково с ним дышат, и в ней он должен иметь возможность спокойно молиться. Поэтому всех неадекватных, беснующихся в храме людей надо из храма выгонять. „Идите отсюда в ваш беснующийся мир, а здесь наше место."
(По-моему, первоначальная реакция церкви на PR была очень правильной – их выгнали, и всё. Моя мысль тогда была: „Вот молодёжь, дуры!" – всё, и через 30 сек я о них забыл. Их потом раскопали совсем другие силы, по-моему. Зачем?!)

Далее, христианин в каждом человеке видит равного себе.
Брызжущий слюной хам, неопрятный бомж, горделивый царь, чванливый чинуша, агрессивный молодой человек, беснующаяся компания – христианин всех их считает ровней себе. Мы все равны перед Богом. Поэтому христианин не лебезит, не возвышается, не боится и даже не защищается. Христианин в любой ситуации в идеале спокоен.
И не решает , даже не думает за других, как правильно они должны были бы действовать. Он в идеале понимает, что тот или те, которые вот в этот момент делают что-то ужасное, не обладают откровением и смирением христианина, видят эту ситуацию по-другому, чем он и имеют право так поступать, потому что свободы выбора не лишает даже Бог, и это не дело для христианина.

Христианин во внешнем мире думает не о себе, а всё-таки старается жить так, чтобы мир стал ближе к Богу. И в сложной ситуации у него такая же задача – подумать о тех людях, которые на него нападают и постараться открыть для них частицу Бога.
Иисус мог избежать креста, у него была, как сейчас говорят, такая техническая возможность. Но ему необходимо было взойти на крест, чтобы открыть души людей для Бога. Я так понимаю.
Какое конкретное действие необходимо совершить в каждом конкретном случае – как знать? Одни разбойники смогут испытать катарсис только увидев дела рук своих и не встретив сопротивления, другие - только получив достойный отпор, третьи - ни то, ни другое. Как решить? Мне кажется общих решений нет. Могут помочь только молитва, мудрость и опыт.

И ещё, христианин, даже считая всех равными себе, понимает, что другие не обладают тем знанием, той верой, которые есть у него. Хотя, по-моему, это заложено в каждого, только не у всех раскрыто.
Вера - это как подарок. Вера - это то, что даёт силу и уверенность, окрыляет тебя, но не возвышает тебя над другими.
Христианин, как мне кажется, не с осуждением должен смотреть на тех людей, у которых нет веры, а с сожалением. Ведь у них ещё нет той радости, которая есть у него. Они лишены радости, лишены понимания, поэтому как же их можно осуждать?! „Прости их, Господи! ибо не ведают, что творят!“
Поэтому простить, что не значит подчиниться или не противостоять. Противостоять необходимо, но как? Мне кажется, сейчас часто противостоят Силой, защищая Веру. Но зачем защищать Веру? Её и так никто у христианина отнять не в состоянии. Христиан убивали, но Вера была с ними.

Как мне кажется, христианин должен противостоять Верой славя Бога.

Вот, что я думаю.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments