Иван Киселёв (ivan_kiselev) wrote,
Иван Киселёв
ivan_kiselev

Categories:

Керченский инцидент. Часть 4. Теория. Статусы вод морей и океанов

Короткое описание, какие бывают статусы у различных территорий морей и океанов.
© Иван Киселев
март-апрель 2019


Эта статья вспомогательно-теоретическая.
В ней рассказывается, какие бывают статусы в различных территорий морей и океанов, какими законами это регламентируется.
Также рассказывается об особенностях определения статуса вод заливов.


[Дисклаймер. Данный сайт является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ. Нажми, чтобы прочитать полностью...]

Данный журнал не зарегистриврован в Минкомсвязи РФ и не является средством массовой информации.

Согласно Статье 29 Конституции РФ „Каждому гарантируется свобода мысли и слова“ и „Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом“.

Данный журнал является личным и частным блогом и содержит личное и частное мнение автора этого блога.

Сведения, содержащиеся в настоящем блоге, за исключением цитируемых законов, не имеют никакой юридической силы и не могут быть использованы при разбирательствах в мировых, гражданских, военных или арбитражных судах, равно как вообще нигде, для доказательства или опровержения чего бы то ни было.

В случае возникновения желания использовать цитируемые законы в судебных разбирательствах, следует обратится к официальным печатным и сетевым публикациям соответствующих законов. Не рекомендуется содержание законов брать из данного журнала.

Вся информация, размещаемая на настоящем блоге, в юридическом смысле должна восприниматься выражением субъективного мнения автора.

Данный текст является личным частным мнением и не может быть использован для официального обвинения или оправдания кого-либо.

В данном тексте я изучаю действия лиц, в той мере, как они описываются государственными органами и средствами массовой информации, действующие правовые акты и положения, а также выражаю личное мнение, насколько действия тех или иных лиц соответствуют правовым актам.

Особое внимание обращаю на то обстоятельство, что факты и описание действия лиц мной взяты из средств массовой информации. Достоверность этих фактов может быть подвергнута сомнению. Поэтому все сопоставления фактов и правовых актов следует читать следующим образом: „если является истиной, что был факт такого действия, то по моему личному мнению он соответствует (или не соответствует) такому-то правовому положению, насколько я его понял“.

У меня нет желания унижать или оскорблять чьих-либо чувств, будь то какой-либо отдельный человек или какая-либо группа людей, и я не ставлю себе такую цель. Тем более данный текст не направлен на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по какому-либо признаку.

Также я не ставлю себе целью вызвать негативные эмоции у кого бы то ни было.

Если по прочтению текста у вас появляются негативные эмоции, но при этом вы не видите в нём фактических ошибок, то просьба считать источником ваших эмоций не данный текст, а непосредственно тексты законов, договоров, приказов и поступки действующих лиц. Я всего лишь описываю то и другое и пытаюсь их сопоставить.

Все ошибки, если они присутствуют в тексте, не являются преднамеренными. В случае их обнаружения, прошу заранее меня извинить.

Если вы считаете, что приведённые в тексте какие-либо данные, в том числе понимание законов, не соответствует действительности, то просьба сообщить об этом мне в наиболее допустимо для вас вежливой форме с указанием основания для вашего возражения, а именно нормы закона, текста комментария к закону или просто вашего развёрнутого мнения. Обещаю исправить замеченные ошибки и опубликовать альтернативную точку зрения, если она будет обоснована и иметь пригодную для публикации лексику.

ikiselevivan@gmail.ru


ПРАВОВАЯ БАЗА

Основной документ, законодательно определяющий статус морей и океанов, - это
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года.
http://docs.cntd.ru/document/1900747

Конвенция вступила в силу для России 11 апреля 1997 года.

Согласно российскому законодательству международные договора являются частью правовой системы России. Говоря проще – являются обязательными для соблюдения.

[Статья 5. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»]Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ

Статья 5. Международные договоры Российской Федерации в правовой системе Российской Федерации

1. Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы.
2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

http://docs.cntd.ru/document/9012279


Второй закон, согласно которому определяется статус вод –
Федеральный закон N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31 июля 1998 г..
http://docs.cntd.ru/document/901714424

Естественно, что он не противоречит Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

Также стоит упомянуть
Конвенцию ООН по морскому праву 1958 г.
http://docs.cntd.ru/document/1900368

Конвенция ООН 1982 года не отменила её действие, так что Конвенция ООН 1958 года считается действующей.
Они не противоречат друг другу. В новой Конвенции введены понятия исключительной экономической зоны и континентального шельфа и расширены права стран на исключительную разработку ресурсов в этих районах.


СТАТУСЫ ВОД МИРОВОГО ОКЕАНА

Конвенция ООН по морскому праву определяет существование различных статусов для различных участков моря.

Если касаться только вопросов свободы судоходства – правил, где суда могут ходить свободно, а где правила судоходства устанавливаются прибрежным государством, – то таких статусов три:

1. ОТКРЫТОЕ МОРЕ и ИЭЗ
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ
3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ


1. ОТКРЫТОЕ МОРЕ и ИЭЗ

Это та часть моря, которая не находится под чьи-либо суверенитетом и где никакое государство не имеет права вводить какие-либо ограничения для судоходства.
В более ранней Конвенции ООН по морскому праву 1958 года эта часть моря называлась просто – открытое море. Но потом из неё выделили исключительную экономическую зону (ИЭЗ) и зону континентального шельфа. Так как ограничения в ИЭЗ и на шельфе касаются только экономических вопросов, а именно кто имеет право разрабатывать в этих зонах ресурсы, останавливаться на этом вопросе мы не будем.

2. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ

Территориальное море является территорией прибрежного государства, на него распространяется суверенитет этого государства.
Внешней границей государства считается внешняя граница территориального моря.
Действие Конвенции ООН по морскому праву распространяется на территориальное море.
Суверенитет государства над этими участками моря должен осуществляться с соблюдением Конвенции.
В территориальном море правила судоходства и действия прибрежного государства в отношении судов других стран не могут противоречить Конвенции ООН по морскому праву.

[Статья 2. Конвенция ООН по морскому праву]Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года

Статья 2. Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр
1. Суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага - его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем.
2. Указанный суверенитет распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра.
3. Суверенитет над территориальным морем осуществляется с соблюдением настоящей Конвенции и других норм международного права.

http://docs.cntd.ru/document/1900747


3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ

Внутренние воды являются территорией прибрежного государства, на них распространяются суверенитет этого государства.
Суверенитет государства над этими участками моря не ограничивается, действие Конвенции ООН по морскому праву не распространяется на внутренние воды.
Внутренние воды не подлежат международному праву в плане установления правил судоходства.


Установление границ территориального моря.

Границей внутренних вод и территориального моря являются так называемые исходные линии, правила проведения которых описаны в Разделе 2 Конвенции ООН.

[Статья 3. Конвенция ООН по морскому праву]Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года

Статья 3. Ширина территориального моря

Каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего двенадцати морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных в соответствии с настоящей Конвенцией.

http://docs.cntd.ru/document/1900747


Упрощая, эти правила можно описать так: исходная линия - это граница суши и воды. Но если есть где-то небольшая бухта, залив или выступающие острова, то исходная линия спрямляется, проводится прямой линией, соединяющей наиболее выступающие части береговой линии.

Территориальное море – это 12-мильная зона от исходной линии в сторону открытого моря.

Внутренние воды – это водное пространство между исходной линией и берегом, включая территории портов, устья рек, заливы и пр.

Следует обратить внимание, что при использовании метода прямых исходных линий, на карте появляются значительные области, которые находятся дальше от берега, чем 12 морских миль, и тем не менее являются территориальным морем прибрежного государства.


статус вод


ЗАЛИВ

Вопрос, что является внутренним морем, особенно интересен в случае наличия в береговой линии залива – то есть достаточно обширной части моря, отделённой относительно узким проливом (шириной не больше 24 морских миль).

В этом случае статус вод будет разным в зависимости от того, принадлежат ли оба берега этой части моря одному государству, или же разным.

[Статья 10. Конвенция ООН по морскому праву]Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года

Статья 10. Заливы

1. Настоящая статья относится только к заливам, берега которых принадлежат одному государству.
2. Для целей настоящей Конвенции под заливом понимается хорошо очерченное углубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, - в соотношении к ширине входа в него, - что содержит замкнутые сушей воды и образует нечто большее, чем простую извилину берега, Углубление не признается, однако, заливом, если площадь его не равна или не больше площади полукруга, диаметром которого служит линия, пересекающая вход в это углубление.
3. Для цели измерения площадью углубления считается площадь, расположенная между отметкой наибольшего отлива вокруг берега углубления и линией, соединяющей отметки наибольшего отлива пунктов его естественного входа. Если вследствие наличия островов углубление имеет несколько входов, за диаметр такого полукруга принимается линия, длина которой равняется сумме линий, пересекающих отдельные входы. Острова, расположенные в углублении, рассматриваются как части водного пространства этого углубления.
4. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает двадцати четырех морских миль, замыкающая линия может быть проведена между этими двумя отметками наибольшего отлива, и ограниченные таким образом воды считаются внутренними водами.
5. Если расстояние между отметками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив превышает двадцать четыре морские мили, прямая исходная линия в двадцать четыре морские мили проводится внутри залива таким образом, чтобы линией такого протяжения было ограничено возможно большее водное пространство.
6. Изложенные выше положения не распространяются на так называемые "исторические" заливы или на любые случаи, когда применяется система прямых исходных линий, предусматриваемая в статье 7.

http://docs.cntd.ru/document/1900747


Первый случай. Весь берег залива принадлежит одному государству

В этом случае исходная линия проводится по выступающим точкам входа в залив. Весь залив, включая пролив, становится внутренними водами государства. Судоходство в нём не подлежит регулированию международным правом. Прибрежное государство само решает, какое судно пустить в залив.


залив одного государства


Второй случай. Берега принадлежат разным государствам.

Если берега залива принадлежат разным государствам, то им выгодно заключить договор об особом статусе залива и признать его внутренними водами двух стран.
В этом случае на этот залив не будет распространяться Конвенция ООН по морскому праву и правила судоходства в проливе и заливе будут определять исключительно эти два государства. Для этого им необходимо заключить соответствующий договор.


залив двух государств


В случае отсутствия договора между странами, которым принадлежит берег залива, внутри! залива проводятся исходные линии согласно общим правилам.

Внутри залива появляются внутренние воды и территориальное море тех прибрежных государств, которые выходят к берегу этого залива.

Если залив достаточно обширен, то, кроме этого, в центре остаётся ещё и часть моря, открытая для свободного судоходства (открытое море или ИЭЗ).

В этом случае статус вод пролива, ведущего в этот залив, определяется Частью III Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Он становится проливом, используемым для международного судоходства. Это особый статус. Согласно этому статусу в таком проливе обеспечивается право транзитного прохода для любых судов любого государства. Государство, которому принадлежат берега пролива, не имеет права чинить кому-либо в препятствия в проходе таким проливом.

[Статьи 37, 38. Конвенция ООН по морскому праву]Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года

Часть III. Проливы, используемые для международного судоходства
Раздел 2. Транзитный проход

Статья 37. Сфера действия настоящего Раздела
Настоящий Раздел применяется к проливам, используемым для международного судоходства между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны.

Статья 38. Право транзитного прохода
1. В проливах, указанных в статье 37, все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий...

http://docs.cntd.ru/document/1900747


залив двух государств


залив двух государств






Яндекс-кошелёк № 410018959813571


карта Сбербанка — 5469 5500 1311 2708


pp_logo.jpg

PayPalpaypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com


WebMoney
WMR — R365183103828
WME — E066104826649



© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019

ikeselevivan@gmail.com

Subscribe

  • Стабильность.

    Нашёл одну фразу у Адама Смита, которого решил перечитать на сон грядущий. И, перед тем, как сказать "спокойной ночи", хочу вам её процитировать. А…

  • На злобу дня.

    Принятию глупости в третьем чтении посвящается. Антон Палыч Чехов однажды заметил: „Умный любит учиться, а дурак учить“... Его опубликовали в…

  • Масло в огонь

    Вопрос: Следует ли из цитаты, приведённой ниже, что Путин признаёт Россию стороной минских соглашений? Совместная пресс-конференция с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments