?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Керченский инцидент. Часть 13. Имели ли пограничники право на применение оружия и где это произошло?
blood–brain barrier
ivan_kiselev
Российские пограничники применили оружие внутри территориального моря или уже за его приделами?
Было ли законным применение ими оружия по украинским кораблям?

© Иван Киселев
март-апрель 2019

Пожалуй, самая громкая и обсуждаемая тема, связанная с инцидентом в Керченском проливе – где было применено оружие по украинскому катеру? внутри территориального моря или же за его пределами?
Почему-то не нашлось журналиста, который поставил бы точку в этом вопросе, дав обоснованный ответ.
Громкости обсуждения послужило то, что стали сразу известны координаты точки применения оружия и задержания кораблей.
Давайте постараемся поставить точку в этом вопросе.

А так же разберём вопрос о законности применения оружия.


[Дисклаймер. Данный журнал является личным блогом автора, выражает его мнение и не является СМИ. Нажми, чтобы прочитать полностью...]

Данный журнал не зарегистрирован в Минкомсвязи РФ и не является средством массовой информации.

Согласно Статье 29 Конституции РФ „Каждому гарантируется свобода мысли и слова“ и „Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом“.

Данный журнал является личным и частным блогом и содержит личное и частное мнение автора этого блога.

Сведения, содержащиеся в настоящем блоге, за исключением цитируемых законов, не имеют никакой юридической силы и не могут быть использованы при разбирательствах в мировых, гражданских, военных или арбитражных судах, равно как вообще нигде, для доказательства или опровержения чего бы то ни было.

В случае возникновения желания использовать цитируемые законы в судебных разбирательствах, следует обратится к официальным печатным и сетевым публикациям соответствующих законов. Не рекомендуется содержание законов брать из данного журнала.

Вся информация, размещаемая на настоящем блоге, в юридическом смысле должна восприниматься выражением субъективного мнения автора.

Данный текст является личным частным мнением и не может быть использован для официального обвинения или оправдания кого-либо.

В данном тексте я изучаю действия лиц, в той мере, как они описываются государственными органами и средствами массовой информации, действующие правовые акты и положения, а также выражаю личное мнение, насколько действия тех или иных лиц соответствуют правовым актам.

Особое внимание обращаю на то обстоятельство, что факты и описание действия лиц мной взяты из средств массовой информации. Достоверность этих фактов может быть подвергнута сомнению. Поэтому все сопоставления фактов и правовых актов следует читать следующим образом: „если является истиной, что был факт такого действия, то по моему личному мнению он соответствует (или не соответствует) такому-то правовому положению, насколько я его понял“.

У меня нет желания унижать или оскорблять чьих-либо чувств, будь то какой-либо отдельный человек или какая-либо группа людей, и я не ставлю себе такую цель. Тем более данный текст не направлен на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по какому-либо признаку.

Также я не ставлю себе целью вызвать негативные эмоции у кого бы то ни было.

Если по прочтению текста у вас появляются негативные эмоции, но при этом вы не видите в нём фактических ошибок, то просьба считать источником ваших эмоций не данный текст, а непосредственно тексты законов, договоров, приказов и поступки действующих лиц. Я всего лишь описываю то и другое и пытаюсь их сопоставить.

Все ошибки, если они присутствуют в тексте, не являются преднамеренными. В случае их обнаружения, прошу заранее меня извинить.

Если вы считаете, что приведённые в тексте какие-либо данные, в том числе понимание законов, не соответствует действительности, то просьба сообщить об этом мне в наиболее допустимо для вас вежливой форме с указанием основания для вашего возражения, а именно нормы закона, текста комментария к закону или просто вашего развёрнутого мнения. Обещаю исправить замеченные ошибки и опубликовать альтернативную точку зрения, если она будет обоснована и иметь пригодную для публикации лексику.

ikiselevivan@gmail.ru


Сразу после инцидента в Керченском проливе стали известны координаты точки, где было применено оружие по украинскому катеру. Это вызвало широкие пересуды в социальных сетях и прочем интернет-сообществе.

Кто-то, неправильно определив размерность передаваемых украинским командиром координат, получил, что задержание произошло в 50 км от берега, о чём тут же написал у себя в блоге, обвиняя российских пограничников во всех воинских грехах.
Кто-то правильно перевёл координаты и, поставив точку на карте, писал, что до берега не 12 морских миль, а 12,5 - поэтому, хоть и не настолько далеко, как пишут другие, но всё же событие случилось вне территориального моря.

Официальные же российские источники неизменно давали, что „в территориальном море...“.

После того, как я сам первоначально ошибся с удалённостью от берега указанной точки, мне захотелось досконально разобраться в данном вопросе. Для этого я постарался прежде всего найти морские карты. Именно на них обозначаются границы территориального моря и исходные линии, от которых отсчитывается 12-мильная зона, именно такие карты используются моряками. Конечно, мне хотелось, чтобы эти карты имели привязку к координатной сетке и давали возможность указать на карте точку с заданными координатами.

Мне удалось найти такие карты на просторах интернета. Это украинские карты, которые охватывают район Чёрного и Азовского морей. Карты были предназначены для использования с программой OziExplorer. Не спрашивайте меня, где я их взял. Я бы с удовольствием ответил, но тогда я ещё не собирался ничего писать и не стал запоминать источник. А потом не сумел повторно найти.

Точность и соответствие этих карт указываемым координатам я проверял по двум документам - приказу по морскому порту Керчь, где указаны координаты якорной стоянки 471 и по линии, принятой для охраны границы Украиной в 1999 году, где указаны координаты точек этой линии. Проставив на карте соответствующие точки, я убедился, что они совпадают с указанными на карте. Если у кого-либо возникнет такой запрос, я сделаю отдельный пост, где подробно опишу это.

Убедившись в соответствии карт указываемым координатам, я получил возможность узнать точно - где именно было применено оружие и совершено задержание.

***

Итак - у нас есть две координаты:

1. 44°51,3'N 36°23,4'E

Это точка, которая указана в пресс-релизе ФСБ РФ.
„В 20.55 пскр «Изумруд» в координатах Ш=44°51,3' СШ, Д=36°23,4' ВД в территориальном море применил оружие на поражение по БАК «Бердянск».“
http://www.fsb.ru/fsb/press/message/single.htm%21id%3D10438315%40fsbMessage.html

2. 44°51,0'N 36°23,4'E

Точка, которую передаёт командир украинской группы кораблей, передавая сигнал Mayday (мэйдэй - сигнал бедствия аналогичный SOS) и прося помощи.
https://soundcloud.com/user6404565/audio-2018-11-25-22-04-29?in=user6404565/sets/liganet-peregovory-ukrainskikh-i-rossiyskikh-moryakov-na-azove-25112018#t=0:12

Как видите, они отличаются на 0,3' по мередиану - это ровно 0,3 морские мили, 3 кабельтовых, 555 метра.

***

Десятью минутами раньше, чем открыть огонь на поражение, пскр «Изумруд» дал предупредительный выстрел. По информации ФСБ РФ он на тот момент был в 2 кабельтовых от группы украинских кораблей.

„В 20.45 пскр «Изумруд» в координатах РФ Ш=44°53,47' СШ, Д=36°25,76' ВД в территориальном море выполнил предупредительную стрельбу в сторону групповой цели (БАК «Бердянск», «Никополь», МБ «Яны Капу») по левому борту на кормовых курсовых углах от пскр «Изумруд» с дистанции 2 кбт, которая позволяла увидеть факт выполнения предупредительной стрельбы.“

Так что вполне вероятно, что координаты обеих точек даны честно.
Российские пограничники дают координаты точки, из которой пскр «Изумруд» применил оружие.
Командир украинской группы передаёт координаты точки, где он находится через некоторое время после применения оружия.

Поставим точки на карту согласно координатам.
Для более чёткого чтения карты необходимые линии выделены.

1 – точка, где пскр «Изумруд» выполнил предупредительную стрельбу в сторону групповой цели
2 – точка сигнала „Мэйдэй“, переданная командиром мбак «Бердянск»
3 – точка, где пскр «Изумруд» применил оружие на поражение по мбак «Бердянск»

точка обстрела

Как видно, пскр «Изумруд» находился внутри территориального моря. А мбак «Бердянск» - немного за территориальным морем.
Но те 50-100 метров, которые отделяют его от границы, он в принципе мог пройти уже после того, как был обстрелян. Да и точность навигационных приборов, точность позиционирования точек на карте не настолько высока, чтобы можно было с абсолютной уверенностью определить, где именно в момент поражения огнём российских пограничников находился мбак «Бердянск» - до границы или внутри границы территориального моря. Правильнее сказать так:

Пскр «Изумруд» применил оружие на поражение по мбак «Бердянск» когда тот находился на самой границе территориального моря.
Это произошло в 20:55 мск 25 ноября 2018 г.


САМОЕ ГЛАВНОЕ

Факт, где именно произведено применение оружия – не имеет никакого значения!

Пограничные корабли имеют право преследования по горячим следам за границей территориального моря.

Согласно российским, да и международным, законам судно-нарушитель может быть преследуемо, задержано и по нему может быть применено оружие за пределами территориального моря при условии, что преследование началось в пределах территориального моря и было непрерывным.

[Право преследования по горячим следам, Конвенция ООН по морскому праву]

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года

Статья 111. Право преследования по горячим следам

1. Преследование по горячим следам иностранного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или одна из его шлюпок находится во внутренних водах, в архипелажных водах, в территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Не требуется, чтобы в то время, когда иностранное судно, плавающее в территориальном море или прилежащей зоне, получает приказ остановиться, судно, отдающее этот приказ, также находилось в пределах территориального моря или прилежащей зоны. Если иностранное судно находится в прилежащей зоне, определенной в статье 33, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.
2. Право преследования по горячим следам применяется mutatis mutandis к нарушениям в исключительной экономической зоне или на континентальном шельфе, включая зоны безопасности вокруг установок на континентальном шельфе, законов и правил прибрежного государства, применимых в соответствии с настоящей Конвенцией в отношении исключительной экономической зоны или континентального шельфа, включая такие зоны безопасности.
3. Право преследования по горячим следам прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего государства или в территориальное море какого-либо третьего государства.
4. Преследование по горячим следам считается начатым только при условии, если преследующее судно удостоверилось при помощи находящихся в его распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно или одна из его шлюпок, или другие плавучие средства, которые действуют совместно и используют преследуемое судно в качестве судна-базы, находятся в пределах территориального моря или, в зависимости от случая, в прилежащей зоне, или в исключительной экономической зоне, или над континентальным шельфом. Преследование может быть начато только после подачи сигнала остановиться, зрительного или звукового, с дистанции, позволяющей иностранному судну увидеть или услышать этот сигнал.
5. Право преследования по горячим следам может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, либо другими судами или летательными аппаратами, которые имеют четкие внешние знаки, позволяющие опознать их как состоящие на правительственной службе, и уполномочены для этой цели.
6. В случае преследования по горячим следам летательным аппаратом:
а) применяются mutatis mutandis положения пунктов 1-4;
b) летательный аппарат, отдающий приказ об остановке, должен сам активно преследовать судно, пока какое-либо судно или какой-либо другой летательный аппарат прибрежного государства, вызванный этим летательным аппаратом, не прибудет на место, чтобы продолжать преследование, если только летательный аппарат не может сам задержать судно. Чтобы оправдать задержание судно вне территориального моря, недостаточно того, чтобы оно было просто замечено летательным аппаратом как совершившее нарушение или как подозреваемое в совершении нарушения, если оно не получило приказа остановиться и одновременно не было преследуемо этим летательным аппаратом или другими летательными аппаратами или судами, продолжающими непрерывное преследование.
7. Освобождения судна, задержанного в пределах юрисдикции какого-либо государства и отконвоированного в порт этого государства с целью проведения расследования компетентными властями, нельзя потребовать лишь на том основании, что судно в ходе своего следования конвоировалось через какую-либо часть исключительной экономической зоны или открытого моря, когда обстоятельства сделали это необходимым.
8. Если судно было остановлено или задержано вне территориального моря в условиях, которые не оправдывают осуществления права преследования по горячим следам, ему должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

http://docs.cntd.ru/document/1900747


[Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил применения оружия...»]

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 80 г. Москва
«Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ»

7. Оружие пограничных кораблей (летательных аппаратов) может применяться при преследовании судов-нарушителей по горячим следам во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации, а также за их пределами до захода этих судов в территориальное море своей страны или третьего государства, если:
а) преследующие пограничные корабли (летательные аппараты), другие силы и средства федеральных органов исполнительной власти, оказывающие им содействие в пределах их компетенции, удостоверятся при помощи находящихся в их распоряжении и практически применимых средств, что преследуемое судно-нарушитель или одна из его шлюпок (другое плавучее средство), которые действуют совместно и используют преследуемое судно-нарушитель в качестве судна-базы, находятся во внутренних морских водах, в территориальном море или (в зависимости от случая) в исключительной экономической зоне и над континентальным шельфом Российской Федерации;
б) преследование судна-нарушителя было начато только после подачи пограничным кораблем (летательным аппаратом) зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну-нарушителю увидеть или услышать этот сигнал, который судно-нарушитель игнорирует, предпринимая попытки скрыться;
в) преследование осуществлялось непрерывно с момента его начала до принятия решения о применении оружия.

http://docs.cntd.ru/document/902200544/


скалы-корабли



СУДНО-НАРУШИТЕЛЬ

По российским законам единственное условие, при котором российские пограничники имеют право открыть стрельбу - это если судно признаётся судном-нарушителем.

[Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил применения оружия...»]

Постановление Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. N 80 г. Москва
«Об утверждении Правил применения оружия и боевой техники при охране государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ»

3. Оружие и боевая техника применяются против лиц, российских и иностранных морских, речных судов, других транспортных средств, нарушивших установленные законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации правила пересечения государственной границы, правила плавания и пребывания иностранных военных кораблей в территориальном море, во внутренних морских водах, правовые режимы исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, правила рыболовства и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации требования во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации (далее соответственно - нарушители, суда-нарушители).

4. Оружие и боевая техника применяются в случаях и в соответствии с требованиями, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

http://docs.cntd.ru/document/902200544/


При этом недостаточно, чтобы судно пересекло без разрешения границу территориального моря - это не является нарушением в силу особого статуса территориального моря, где каждому судну обеспечивается право на мирный проход.

[Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов]

Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. №155–ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

Статья 12. Право мирного прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов

1. Иностранные суда, иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальное море в соответствии с настоящим Федеральным законом, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
2. В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в "Извещениях мореплавателям"

http://docs.cntd.ru/document/901714424/


Чтобы судно стало нарушителем, судну необходимо нарушить не границу, а правила прохода по территориальному морю. Подробно об этом написано здесь

Какое же правило нарушили украинские корабли?

Они шли по морскому коридору, специально предназначенному для прохода кораблей в Керченский пролив.
Их было трое (больше нельзя).
Они были под своим флагом, назвались кто они и с какой целью идут.

Из пресс-релиза ФСБ РФ мы знаем, что было два обоснования запрета для вхождения украинских кораблей в территориальное море.

***

Один из них - отсутствие запроса за 48 часов на прохождение Керчь-Еникальским каналом.
Этот момент мы подробно разобрали здесь.

Но пока можно сказать, что данное правило не входит в перечень правил прохождения по территориальному морю хотя бы по той причине, что Керчь-Еникальский канал находится вне территориального моря. Согласно «Договору между Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива» 2003 года воды Керченского пролива являются внутренними водами России и Украины, в которых обеспечивается свободное судоходство для любых судов двух государств. здесь

Но даже если Россия считает Керченский пролив исключительно своими внутренними водами, то на них не распространяется действие международных законов, определяющих правила судоходства в территориальном море, как она сама указывала.

***

Поэтому остаётся вторая причина – единственная причина, по которой суда могли считаться нарушителями - это заход в район моря, в котором временно приостановлено право на мирный проход.

Здесь подробно разобрано, почему в реальности такого ограничения не было. Согласно российскому законодательству район территориального моря не считался запретным для плавания и в нём не было приостановлено право мирного прохода.

Более того, в российском законодательстве разделены понятия „район, запретный для плавания“ и „район, где приостановлено право мирного прохода“. Нарушением правил мирного прохода является только „заход в район, запретный для плавания“, так что даже в случае наличия приостановки права на мирный проход заход в этот район не был бы нарушением правил мирного прохода, и, следовательно, корабли тем более не могли считаться судами-нарушителями.

Поэтому смело можно утверждать:

Согласно российским законам украинские корабли не являлись судами-нарушителями государственной границы России.

Особо отмечу, что ни в одном законе нет указания на то, что иностранные суда в территориальном море обязаны следовать любым указаниям пограничников или подчиняться их приказам. Неподчинение пограничникам не является нарушением правил мирного прохода через территориальное море.


СТАРАЯ ГРАНИЦА

Подробно вопрос о пересечении старой границы разобран здесь.

Но и тут стоит об этом упомянуть.

Вполне вероятно, что именно с заходом украинских кораблей во внутренние воды России, которые и до 2014 года считались находящимися исключительно под её суверенитетом, связана столь жёсткая реакция российской стороны – применение оружия по украинскому кораблю и задержание всей группы.

В самом деле – украинские корабли зашли в район, где было якобы приостановлено право мирного прохода, в 7:00 утра. С тех пор никакого другого дополнительного действия, которое могло бы быть расценено нарушением, они не совершали. Так какая причина того, что оружие по ним было применено только через 14 часов?!

Единственный напрашивающийся ответ – пограничники как никто другой понимали, что заход в район, где приостановлено право прохода, не делает корабли судном-нарушителем, тем более, если официально такого приостановления нет. Поэтому у них нет права применять оружия. Более того, как никто другой они должны были знать, что военные корабли имеют иммунитет – по ним нельзя стрелять, даже если они нарушили правила прохода. Об этом подробнее здесь.

Единственное исключение, когда стрелять по военным кораблям можно - это стрелять в ответ. В том случае, если иностранный военный корабль проявляет агрессию, у другой стороны естественным образом есть право на оборону.

Заход военных кораблей во внутренние воды государства с натяжкой можно считать агрессивным действием - вторжением.

[Определение агрессии]

Резолюция «Определение агрессии»,
принятая XXIX сессией Генеральной Ассамблеи ООН 14 декабря 1974 года

Статья 2

Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава является prima facie свидетельством акта агрессии, хотя Совет Безопасности может в соответствии с Уставом сделать вывод, что определение о том, что акт агрессии был совершен, не будет оправданным в свете других соответствующих обстоятельств, включая тот факт, что соответствующие акты или их последствия не носят достаточно серьезного характера.

Статья 3

Любое из следующих действий, независимо от объявления войны, с учетом и в соответствии с положениями статьи 2, будет квалифицироваться в качестве акта агрессии:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
...

http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/aggression.shtml


Почему „с натяжкой“?

Потому что согласно определению Министерства Обороны РФ для квалификации несанкционированного захода корабля во внутренние воды как «вторжение» требуется не только факт захода, но и наличие определённой цели - диверсия или разведка. Именно поэтому, думаю, муссировалась в российских СМИ тема „они шли мост взорвать“.

[Вторжение, определение]

Министерство обороны Российской Федерации
Военный энциклопедический словарь

ВТОРЖЕНИЕ
1) вступление ВС одного или нескольких гос-в по суше, воздуху или с моря на территорию др. гос-ва без согласия его пр-ва. В. является актом агрессии; осуществляется, как правило, внезапно. Нарушение гос. границы (возд. пространства, тер. вод), её пересечение воинскими подразделениями, отдельными самолётами или кораблями др. страны в целях разведки или диверсии также квалифицируется как В.; 2) вид морской десантной операции стратег. масштаба, проводимой на ТВД в целях переноса воен. действий на тер. пр-ка для создания там нового фронта и овладения всей или значит. частью его территории. В состав сил В. могут входить одна или более полевых армий, несколько дивизий мор. пехоты, воздушно-десант. дивизий, крупные силы флота и авиации. Термин принят в уставах ВС США и др. стран НАТО.

https://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details.htm?id=4697@morfDictionary


Но определить, была ли цель - дело достаточно вольное.
А вот факт захода на самом деле был.

Поэтому он вполне мог послужить причиной применения оружия – с точки зрения российских пограничников они отражали агрессию. Ведь, думали они, это не было применение силы первыми, то есть с их стороны агрессии не было.

Что пишут в пресс-релизе ФСБ РФ? Украинские корабли зашли в точку (указана точка, по факту - это внутренние воды РФ), после чего они были блокированы!, а потом, когда попытались сбежать, - по ним было применено оружие.

То есть всё логично и оправдано: акт агрессии – попытка задержания – побег – применение оружия.

Если бы не одно „но“.

Дело даже не в том, что корабли зашли всего на милю и, очевидно, уходя от навалов российских пограничников.

Дело в том, Россия не может сейчас ссылаться на эту границу.

С одной стороны граница, за которую зашли украинские корабли, никогда не была признана Россией, то есть официально её никогда не существовало.

С другой стороны – после 2014 года и присоединения Крыма этой границы с точки зрения России не может существовать.

Мне кажется, что российские пограничники, а точнее, те, кто отдаёт им приказы, не подумали об этом.
Сработал охранительный инстинкт – ГРАНИЦА НА ЗАМКЕ! – нарушителей остановить, задержать любой ценой!
А потом оказалось, что границы-то там и нет...


ВЫВОД

Я не вижу ни одной законной причины для применения российскими пограничниками оружия по украинским кораблям.




Яндекс-кошелёк № 410018959813571


карта Сбербанка — 5469 5500 1311 2708


pp_logo.jpg

PayPalpaypal.me/ikeselevivan, ikeselevivan@gmail.com


WebMoney
WMR — R365183103828
WME — E066104826649



© ИВАН КИСЕЛЕВ
2019

ikeselevivan@gmail.com